Признаки сотрясения головного мозга у ребенка: симптомы, диагностика и лечение

Диагностика сотрясения головного мозга

В больнице ребенка осматривает детский невропатолог, нейрохирург или травматолог. Он тщательно выясняет жалобы, собирает анамнез (историю заболевания), проводит общий и неврологический осмотр. Назначаются дополнительные методы диагностики. Основными являются рентгенография черепа, нейросонография (у маленьких детей), эхо-энцефалография (Эхо-ЭГ). При необходимости — компьютерная томография головного мозга (КТ), магниторезонансная томография (МРТ), электроэнцефалография (ЭЭГ), люмбальная пункция.

Рентгенография черепа проводится большей части больных. Целью данного исследования является выявление переломов черепа. Наличие любого повреждения костей черепа автоматически переводит травму в разряд средне-тяжелых или тяжелых (в зависимости от состояния ребенка). Иногда у маленьких детей с благополучной клинической картиной на рентгенограммах выявляются линейные переломы костей черепа. Судить о состоянии вещества головного мозга по рентгенограммам нельзя.

Нейросонография (НСГ) — это ультразвуковое исследование головного мозга. На нейросонограммах хорошо видно вещество головного мозга, желудочковая система. Можно выявить признаки отека головного мозга, очаги ушиба, кровоизлияний, внутричерепные гематомы. Процедура проста, безболезненна, быстро выполняется, не имеет противопоказаний. Ее можно проводить многократно. Единственное ограничение нейросонографии — наличие так называемых «естественных ультразвуковых окон» — большого родничка или тонких височных костей. Метод очень эффективен у детей в возрасте до 2 лет. Позже ультразвук становится трудно проходить через толстые кости черепа, что резко ухудшает качество изображения. Аппаратура для выполнения нейросонографии имеется в большинстве детских больниц.

Эхо-энцефалография (Эхо-ЭГ) — это также ультразвуковой метод исследования, который позволяет выявить смещение структур средней линии головного мозга, что может свидетельствовать о наличии дополнительных объемных образований головного мозга (гематомы, опухоли), дать косвенную информацию о состоянии вещества головного мозга и желудочковой системе. Метод этот простой и быстрый, однако надежность его невысока. Раньше он широко использовался в нейротравматологии, но при наличии современных средств диагностики, таких, как нейросонография, компьютерная и магниторезонансная томография, от него можно полностью отказаться.

Идеальным методом диагностики повреждений и заболеваний головного мозга является компьютерная томография (КТ). Это рентгенологический метод исследования, при котором с высокой четкостью можно получить изображения костей черепа и вещества головного мозга. По КТ диагностируются практически любые повреждения костей свода и основания черепа, гематомы, очаги ушиба, кровоизлияния, инородные тела полости черепа и пр. Точность этого исследования очень высока. Его основным недостатком является то, что КТ-аппарат дорог, и он есть далеко не в каждой больнице.

Магниторезонансная томография (МРТ) — наиболее точный, но сложный и дорогой метод обследования центральной нервной системы. Он редко используется для диагностики острой черепно-мозговой травмы, так как не позволяет увидеть кости черепа, менее точен для распознавания острых кровоизлияний, занимает больше времени, чем компьютерная томография, часто требует наркоза при обследовании маленьких детей — ребенок должен лежать абсолютно неподвижно в течение 10-20 минут, а маленькие дети этого сделать не могут; кроме того очень немногие клиники могут похвастаться наличием магниторезонансных томографов.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) позволяет изучить биоэлектрическую активность головного мозга. Она применяется по специальным показаниям для оценки степени тяжести черепно-мозговой травмы, выявления очагов эпилептической активности. Очаг эпиактивности — область коры головного мозга с патологически измененной активностью нейронов (нервных клеток), которая может приводить к возникновению эпилептических приступов.

Люмбальная пункция — это забор ликвора (жидкости, омывающей головной и спинной мозг) из спинно-мозгового канала на поясничном уровне. Изменения в ликворе могут свидетельствовать о травме или кровоизлиянии (наличии крови) или воспалительном процессе, менингите. Люмбальная пункция проводится крайне редко и только по особым показаниям.

Еще по теме «Признаки сотрясения мозга у ребенка до года»:

Интересно

По следам прошлой темы. А вы можете определить сотрясение мозга ? Сейчас в школу на каждый чих вызывают скорую, тем более если ребенок ударился головой и его тошнит. Мне пошли в школе на уступку подождали пока я доберусь до них. Почему такая реакция общ.?

про сотрясение мозга

Посоветуйте пожалуйста, может была такая ситуация у кого-нибудь.в начале июня ребенок 5лет получилсотрясение мозга средней тяжести,рентген и эхо нормальные, на следующий день чувствовал себя хорошо, пьем прописанные лекарства,пытаемся по мере сил соблюдать домашний режим. Врач говорит что летать на самолете можно через месяц после травмы, но лучше все же через три—четыре.поезд можно. Вопрос вот в чем, я обещала детям Италию, они очень ждали,стоит ли поехать в августе на поезде, или подстраховаться и вообще отложить поездку, говорят там очень жарко в августе

Сотрясение мозга — где обследоваться?

Младшая дочь упала с табуретки, навзничь, ударилась головой об пол.
Рвоты нет, зрачки, вроде, не расширены, только голова болит. То есть срочно никуда не поедем, но обследоваться явно нужно.
Куда можно поехать — провести обследование? Кажется, где-то на севере Москвы есть что-то нужное.
Подскажите, пожалуйста!

Хелп. При сотрясении мозга температура поднимается?

Ребенок жалуется на головную боль (ударилась в школе). Тошноты нет. Самочувствие плохое, лежит. Температура 39. Это может быть сотрясение? Везти на Полянку или это может быть вирус?
Спасибо

Сотрясение мозга???

У нас похоже сотрясение мозга, а может и нет… Врача нормального вызвать в ближайшие часы не удасться, мы не в Москве и не в России .
Дочка упал с унитаза, лицом-головой в кафельный пол. Синяк и шишка на лбу, кровоподтек под глазом. Рвоты не было, зрачки нормальные. Ребенку 2 года, произошло вчера вечером.
С утра вялая, много пьет, ест нормально, говорит болит голова.
Что делать????

Ребенок пришел из школы плачущий: одноклассник уронил ее на асфальт и она сильно ударилась головой (по ее словам). Пришла из школы сама.
Не тошнит, палцев видит, сколько показываю, но жалуется на головную боль.

Ее спать можно уложить или что с ней делать?

SOS!! Сотрясение мозга у 1,5 мес!!!

Помогите плиз! Вчера я, дура мама, упустила ребенкину коляску.Коляска скатилась по лестнице и перевернулась. Ребенок, вроде как, из коляски не выпал, перевернулся вместе с ней. Орала, конечно. я вызвала скорую, те отвезли в травмпункт. Сделали рентген -кости целы, УЗи мозга — патологий нет. Но все равно, сказали что сотрясение (скорее всего сттрахуя себя). Завтра иду к офтальмологу и невропатологу. Вроде дочка ведет себя как обычно, тем-па в норме, стул тоже, сспала нормально, кушает хорошо.. В общем подскажите признаки сотрясения (дай Боже чтоб его не было) и что делать…….??????

сотрясение мозга

Дочка 8-ми лет стукнулась головкой об лед — сотрясение мозга (уже второе, надо заметить, да еще и врожденная неврология). Произошло это на даче, 7-го янв. Консультировались с врачом только по телефону (врач сказал, что исследования делать поздно, и пусть лучше лежит, в Москву не велел везти). Таблетки пьем, привезли вчера домой, состояние вроде ничего, голова не болит, болят глаза

Сотрясение мозга и простуда..

не везёт.. вот как это называется..
у старшей- лёгкое сотрясение( вчера затылком о горку приложилась и только сегодня об этом оповестила)
И сашка с оплями,капризами..( то ли прививка,то ли зубы,то ли… )
Вот так мы и живём…
девочки,скажите,что всё будет хорошо,а,

Упал с дивана! какие симптомы сотрясения??7

Пожалуйста! кто знает, какие симптомы сотрясения мозга у ребёнка, кроме рвоты… Некогда по поиску искать.
и когда могут проявиться симптомы. Снимок или узи нам уже не сделают, так как мы уже с избытком получили свою дозу облучения на всяких рентгенах-узи.
Да.. Данька сейчапс спокоен. плакал минуту, потом стал играться, как ни в чём ни бывало!

Сотрясение мозга?

Маленькие детки много падают… Сначала с кровати, потом когда пытаются вставать и ходить… Чаще всего все ограничивается плачем… У меня дочка падала несколько раз, никаких признаков сотрясения не было, если не считать вялости и сонливости (это как мне показалось). Врач на мою жалобу только улыбнулся, сказав что шишек нет и будьте внимательны. К чему я это… А можно ли не заметить сотрясение мозга у ребенка до года? И если да, то какие могут быть последствия?

Диагностика сотрясения головного мозга

В больнице ребенка осматривает детский невропатолог, нейрохирург или травматолог. Он тщательно выясняет жалобы, собирает анамнез (историю заболевания), проводит общий и неврологический осмотр. Назначаются дополнительные методы диагностики. Основными являются рентгенография черепа, нейросонография (у маленьких детей), эхо-энцефалография (Эхо-ЭГ). При необходимости — компьютерная томография головного мозга (КТ), магниторезонансная томография (МРТ), электроэнцефалография (ЭЭГ), люмбальная пункция.

Рентгенография черепа проводится большей части больных. Целью данного исследования является выявление переломов черепа. Наличие любого повреждения костей черепа автоматически переводит травму в разряд средне-тяжелых или тяжелых (в зависимости от состояния ребенка). Иногда у маленьких детей с благополучной клинической картиной на рентгенограммах выявляются линейные переломы костей черепа. Судить о состоянии вещества головного мозга по рентгенограммам нельзя.

Нейросонография (НСГ) — это ультразвуковое исследование головного мозга. На нейросонограммах хорошо видно вещество головного мозга, желудочковая система. Можно выявить признаки отека головного мозга, очаги ушиба, кровоизлияний, внутричерепные гематомы. Процедура проста, безболезненна, быстро выполняется, не имеет противопоказаний. Ее можно проводить многократно. Единственное ограничение нейросонографии — наличие так называемых «естественных ультразвуковых окон» — большого родничка или тонких височных костей. Метод очень эффективен у детей в возрасте до 2 лет. Позже ультразвук становится трудно проходить через толстые кости черепа, что резко ухудшает качество изображения. Аппаратура для выполнения нейросонографии имеется в большинстве детских больниц.

Эхо-энцефалография (Эхо-ЭГ) — это также ультразвуковой метод исследования, который позволяет выявить смещение структур средней линии головного мозга, что может свидетельствовать о наличии дополнительных объемных образований головного мозга (гематомы, опухоли), дать косвенную информацию о состоянии вещества головного мозга и желудочковой системе. Метод этот простой и быстрый, однако надежность его невысока. Раньше он широко использовался в нейротравматологии, но при наличии современных средств диагностики, таких, как нейросонография, компьютерная и магниторезонансная томография, от него можно полностью отказаться.

Идеальным методом диагностики повреждений и заболеваний головного мозга является компьютерная томография (КТ). Это рентгенологический метод исследования, при котором с высокой четкостью можно получить изображения костей черепа и вещества головного мозга. По КТ диагностируются практически любые повреждения костей свода и основания черепа, гематомы, очаги ушиба, кровоизлияния, инородные тела полости черепа и пр. Точность этого исследования очень высока. Его основным недостатком является то, что КТ-аппарат дорог, и он есть далеко не в каждой больнице.

Магниторезонансная томография (МРТ) — наиболее точный, но сложный и дорогой метод обследования центральной нервной системы. Он редко используется для диагностики острой черепно-мозговой травмы, так как не позволяет увидеть кости черепа, менее точен для распознавания острых кровоизлияний, занимает больше времени, чем компьютерная томография, часто требует наркоза при обследовании маленьких детей — ребенок должен лежать абсолютно неподвижно в течение 10-20 минут, а маленькие дети этого сделать не могут; кроме того очень немногие клиники могут похвастаться наличием магниторезонансных томографов.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) позволяет изучить биоэлектрическую активность головного мозга. Она применяется по специальным показаниям для оценки степени тяжести черепно-мозговой травмы, выявления очагов эпилептической активности. Очаг эпиактивности — область коры головного мозга с патологически измененной активностью нейронов (нервных клеток), которая может приводить к возникновению эпилептических приступов.

Люмбальная пункция — это забор ликвора (жидкости, омывающей головной и спинной мозг) из спинно-мозгового канала на поясничном уровне. Изменения в ликворе могут свидетельствовать о травме или кровоизлиянии (наличии крови) или воспалительном процессе, менингите. Люмбальная пункция проводится крайне редко и только по особым показаниям.

Что такое сотрясение мозга у ребёнка

Явление представляет собой наименее тяжёлый вид закрытой черепно-мозговой травмы с лёгкой степенью повреждения мозга на клеточном уровне, без значительного нарушения целостности мягких тканей, разрушения черепных костей.

При этом выраженных органических нарушений в тканях, изменений в мозговом веществе не выявляется, а расстройства деятельности нервной системы обратимы.

Сотрясение мозгового вещества при резком торможении движения головы

Медицинская статистика и базовые причины мозговых сотрясений в детстве

Среди детского населения России сотрясение каждый год диагностируют почти у 120 тыс. маленьких пациентов разных возрастных групп. Среди них: новорождённых около 2%, грудных детей 24 – 25%, малышей до 4 лет — до 8%, дете от 4 до 7 лет — 20 – 22%, подростков от 8 лет — свыше 45%.

К сотрясению мозга у грудничков приводят падения с диванов, пеленальных столиков, интенсивное укачивание с сильной тряской, у деток, начавших ходить, — при активном освоении пространства, перемещении по комнатам, лестницам. У малышей постарше к травме приводят падения из колясок, с качелей, ледяных горок, канатов и верёвочных лестниц. Риск сотрясения повышается у школьников при лазании в спортивных уголках, падениях с велосипедов, играх в футбол и хоккей.

Удар мячом способен вызвать сотрясение мозга у малыша

Специфика в раннем возрасте

Детская анатомия и физиология имеют существенное различие с анатомией взрослого. В пропорциональном отношении головка (и мозг) ребёнка занимает гораздо большую часть от всего туловища, чем у взрослого человека. Даже по силуэту всегда можно отличить подростка по непропорционально большой голове, тем более — малыша до 5 лет или младенца. Поэтому чем моложе ребёнок, тем скорее во время падения он ударится именно головкой. Наиболее часто у малышей травмируется область темени, лобик и затылок.

Проявления мозгового сотрясения в раннем детстве во многом отличаются от признаков, свойственных ребятам старше 10 лет, что объясняется особенностями организма ребёнка младшего возраста. К ним можно отнести:

  • незавершённость окостенения, пластичность, гибкость костей черепа, неплотное, а у новорождённых даже подвижное — сочленение;
  • незрелость мозговой ткани и насыщенность её жидкостью, незавершённость дифференцирования нервных структур и артериально-венозного кровообращения.

По причине этих особенностей ткань мозга у малышей в определённой степени защищена амортизирующими (смягчающими) свойствами мягких костей черепа и жидкости.

Однако недоразвитие мозговых структур обуславливает и более лёгкое их нарушение при травме, приводя в дальнейшем к гораздо большей, чем у взрослых, вероятности задержки психического, интеллектуального развития малыша, эмоциональных расстройств.

Области головы, наиболее часто подвергающиеся удару

Несмотря на высокую пластичность костей черепа и амортизационные свойства мозгового вещества у ребёнка, в 30% случаев сотрясений мозга, которые не лечились, развивается посткоммоционный синдром, выражаемый в постоянном головокружении, неврозах, интенсивных головных болях, бессоннице, раздражительности, повышенной утомляемости и беспокойстве, неспособности сосредоточиться.

Первые признаки и симптомы

Ввиду широкой распространенности этого вида травмы в детском возрасте, уметь распознать и определить первые признаки сотрясения у ребенка должен каждый родитель.

Сотрясение — это закрытая черепная травма, а потому внешних повреждений на голове ребенка может не быть. Если падение или удар головой произошли у вас на глазах, и вы уверены в самом факте получения травмы, вопросов может быть меньше, чем в ситуациях, когда маленький ребенок ударился, но рассказать об этом не может, а момент падения или удара родители по каким-то причинам пропустили.

Одним из первых симптомов может быть потеря сознания. При сотрясении она может продолжаться как несколько секунд, так и несколько десятков минут. В обморок ребенок может упасть и сразу после получения травмы, и некоторое время спустя. У многих детей такой симптом, как потеря сознания, отсутствует вообще. Заметна лишь определенная заторможенность и оглушенность.

В домашних условиях определить по этому признаку сотрясение несложно: ребенок ведет себя иначе, он выглядит растерянным, замедленно реагирует на слова, обращенные к нему. У маленьких детей, не достигших годовалого возраста, может наблюдаться либо постоянный ноющий плач, либо неестественная сонливость.

У детей, которые уже в силу возраста умеют ясно объяснять и изъясняться, может оказаться нарушенной память. Чаще всего дети не помнят обстоятельств получения травмы, реже — не могут вспомнить событий, которые следовали за приходом в себя после потери сознания. Вернется ли утраченный фрагмент памяти, сказать сложно. Амнезия в этом случае является вполне объяснимой и часто непоправимой. Отсутствие воспоминаний, впрочем, будет распространяться только на событие, связанное с травмой. Маму, папу и себя ребенок прекрасно помнит, можете не переживать.

В домашних условиях родители, подозревающие у ребенка сотрясение головного мозга, могут установить даже степень травмы:

  • первая степень — нет потери сознания, ребенок все хорошо помнит;
  • вторая степень — потери сознания не происходило, но оно спутано, речь нарушена, ребенок не может частично или полностью вспомнить, что именно с ним случилось;
  • третья степень — произошла потеря сознания, память нарушена.

Если ребенок не терял сознание, то определить сотрясение родители могут по последующей клинической картине, свойственной этому виду травм:

  • ребенок становится вялым, жалуется на головные боли;
  • появляется тошнота, а иногда и рвота (обычно однократная, но сильная);
  • появляется сильная слабость, головокружение, шум в ушах;
  • ребенок может сильно потеть (мокрые холодные ладони, влажная кожа головы);
  • болезненными становятся движения глазными яблоками в разные стороны;
  • сами глазные яблоки могут выглядеть неестественно (по типу расхождения), при внимательном изучении глаз ребенка можно заметить мелкий нистагм (подрагивание глаз);
  • нарушается сон (либо ребенок не может заснуть, либо он спит и не хочет просыпаться);
  • появляются носовые кровотечения (не всегда и не у всех).

Вышеуказанные симптомы обычно наблюдаются в течение первых суток после получения травмы. Потом большинство признаков исчезает, длительно сохраняться могут только головные боли, чувство повышенной усталости, раздражительность и эмоциональная нестабильность.

Родителям следует знать, что сотрясение у малышей до 3 лет чаще всего протекает без потери сознания. Клиническая картина у малышей довольно скудная. Как правило, при сотрясении они сначала долго, до измождения, плачут. Потом успокаиваются и сразу засыпают. Спят довольно долго, после чего ребенок отказывается от пищи или ест мало, могут появиться неврологические признаки вроде срыгивания. Через несколько дней аппетит восстанавливается, сон налаживается.

ЧÑо Ñакое ÑоÑÑÑÑение мозга?

СоÑÑÑÑение мозга â ÑÑо повÑеждение мозга, коÑоÑое пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº ÑомÑ, ÑÑо мозг ÑакÑиÑеÑки пеÑеÑÑÐ°ÐµÑ Ð½Ð¾ÑмалÑно ÑабоÑаÑÑ Ð½Ð° некоÑоÑое вÑÐµÐ¼Ñ Ð¸Ð»Ð¸ поÑÑоÑнно.

СоÑÑÑÑение мозга обÑÑно вÑзÑваеÑÑÑ ÑÑавмой головÑ, напÑимеÑ, падением Ñ ÑдаÑом головой или попаданием в авÑомобилÑнÑÑ Ð°Ð²Ð°ÑиÑ.

СоÑÑÑÑение мозга оÑобенно опаÑно Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð°Ð»ÐµÐ½ÑÐºÐ¸Ñ Ð´ÐµÑей, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо они не могÑÑ ÑказаÑÑ Ð²Ð°Ð¼, ÑÑо они ÑÑвÑÑвÑÑÑ. Ðам нÑжно внимаÑелÑно ÑледиÑÑ Ð·Ð° налиÑием какиÑ-либо пÑизнаков и ÑимпÑомов.

Ðногда ÑимпÑÐ¾Ð¼Ñ ÑоÑÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ðµ пÑоÑвлÑÑÑÑÑ ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð¿Ð¾Ñле ÑÑавмÑ, ÑÑо Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²Ð²ÐµÑÑи Ð²Ð°Ñ Ð² заблÑждение. ÐÑизнаки и ÑимпÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð¿Ð¾ÑвиÑÑÑÑ ÑеÑез неÑколÑко ÑаÑов или даже дней поÑле ÑÑавмÑ.

ÐÑизнаки ÑоÑÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð·Ð³Ð°, как пÑавило, Ð¾Ð´Ð¸Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð²Ñ Ð´Ð»Ñ Ð»Ñбого возÑаÑÑа. Ðо ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð¿ÑеделиÑÑ ÐµÐ³Ð¾ Ñ Ð¼Ð»Ð°Ð´ÐµÐ½Ñев, малÑÑей и деÑей ÑÑаÑÑего возÑаÑÑа, вам, возможно, пÑидеÑÑÑ Ð¿ÑиÑÑалÑно ÑледиÑÑ Ð·Ð° ÑоÑÑоÑнием Ñвоего Ñебенка.

Симптомы сотрясения головного мозга

К симптомам сотрясения головного мозга относятся:

  • кратковременная спутанность сознания;
  • головокружение. Наблюдается в состоянии покоя, а при перемене положения тела, повороте или наклоне головы оно усиливается. Его причина — нарушение циркуляции крови в вестибулярном аппарате;
  • головная боль пульсирующего характера;
  • шум в ушах;
  • слабость;
  • тошнота, однократная рвота;
  • заторможенность, спутанность сознания, замедленная бессвязная речь;
  • диплопия (двоение в глазах). При попытке чтения при движении глаз ощущается боль;
  • светобоязнь. Глаза могут болезненно реагировать на обычный уровень освещённости;
  • повышенная чувствительность к шуму, могут раздражать даже умеренные звуки;
  • нарушение координации движения. Самый простой способ диагностировать — человек в положении стоя с закрытыми глазами и поднятыми в стороны руками должен дотронуться указательным пальцем до кончика носа. Второй вариант — ставить одну ногу за другую и идти по прямой линии, закрыть глаза, поднять руки в разные стороны и сделать несколько маленьких шагов. Самостоятельно такое делать не рекомендуется, чтобы избежать повторной травмы.

  • пострадавший жалуется на боль при движении глаз в стороны, не может отвести их в крайнее положение;
  • в первые часы после травмы может обнаружиться лёгкое расширение или сужение зрачков. Реакция зрачков на свет при этом нормальная;
  • лёгкая асимметрия сухожильных и кожных рефлексов — они разные слева и справа. Этот признак весьма лабильный (изменчивый. — Прим. ред.). Например, при первичном осмотре правый коленный рефлекс может быть несколько живее левого, при повторном осмотре — через несколько часов — оба коленных рефлекса идентичные, но возникает разница в ахилловых рефлексах;
  • мелкий горизонтальный нистагм (непроизвольные дрожательные движения), если отвести глаза в самые крайние положения. Пациента просят проследить за мелким предметом в руках обследующего. В крайних положениях заметны лёгкие возвратные движения зрачка;
  • шаткость в позе Ромберга (ноги вместе, прямые руки вытянуты вперед до горизонтального уровня, глаза закрыты);
  • может быть лёгкое напряжение затылочных мышц, которое проходит в течение первых трёх суток.

  • в момент травмы бледнеет кожа (прежде всего лица), учащается сердцебиение, затем появляется вялость, сонливость;
  • у грудных детей возникают срыгивания при кормлении, рвота, отмечается беспокойство, расстройства сна. Все проявления проходят через 2—3 дня;
  • у детей младшего (дошкольного) возраста сотрясение мозга чаще протекает без утраты сознания. Общее состояние улучшается в течение 2—3 суток.

У пожилых людей первичная потеря сознания при сотрясении мозга наблюдается значительно реже, чем у людей в молодом и среднем возрасте. Вместе с тем довольно часто проявляется выраженная дезориентировка в пространстве и времени. Головные боли часто носят пульсирующий характер, локализуясь в области затылка. Подобные нарушения длятся от 3 до 7 суток, отличаясь значительной интенсивностью у лиц, страдающих гипертонической болезнью

Таким пациентам следует уделять более пристальное внимание при обследовании

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector