Как именно проходит восстановление речи после инсульта

Виды нарушений речи

Это осложнение встречается как после геморрагического, так и ишемического инсульта.

  1. Сенсорное – поражение центра Вернике. Он расположен между теменной и височной долями головного мозга. В этом случае, человек полностью утрачивает возможность воспринимать речь. Воспроизведение отдельных слов под силу, а смысловая нагрузка отсутствует, и речь не контролируется пациентом. Способность к чтению сохраняется, но пациент не понимает смысла написанного. Навык письменности также отсутствует;
  2. Моторное – поражение центра Брока. Располагается между лобной и височными долями. Способность воспринимать речь на слух полностью сохраняется. Пациент предпринимает попытки в общении, ответах на вопросы, но ничего не выходит. Способность читать и писать практически полностью утрачивается;
  3. Семантическое – поражение задне-центральной и теменной областей коры. Человек способен воспринимать и воспроизводить несложные речевые конструкции. Сложные диалоги он поддержать не способен. Логические связи в речи больного практически отсутствуют;
  4. Акустико-мнестическое – поражение среднего отдела височной коры мозга, а именно, 2-ой височной извилины. По признакам схожее с семантическим поражение. Пациент может говорить несложные предложения из 3-4 слов. Навыки чтения и письменности сохранены в малом объёме;
  5. Оптико-мнестическое – поражение нижневисочно-затылочного отдела. Способность к восприятию речи сохранена в большей степени. Больному тяжело опознавать предметы, он вечно находится в поиске нужного слова. Речь иногда не связана, но в меньшей степени в сравнении с остальными видами;
  6. Динамическая – пре-моторная зона. Нарушена функция активной речи. Пациент может повторить сказанное предложение, но сам не в силах сконструировать сложные речевые обороты. Из речи часто выпадают глаголы. Ответы на вопросы – односложные. Часто повторение последнего слова собеседника.

Афазия и особенности лечения

С инсультом сталкиваются чаще всего пожилые люди, т.к. изменения в организме, связанные с его старением, приводят к нарушению кровообращения. Одним из самых распространенных симптомов повреждения сосудов в мозге является частичная или полная потеря способности разговаривать, что сопровождается параличом, когда начинают отниматься части тела, сбоем координации движения, а также яркой головной болью.

Механизм

Нарушения речи называются афазией, которая по МКБ имеет код R47.0. Они могут происходить как при ишемическом или геморрагическом инсульте, так и при микроинсульте. Повреждение сосудов приводит к гибели клеток речевого отдела, отвечающего за передачу сигналов от мозга. Такое возможно только при кровоизлиянии в левом полушарии. Оно может нарушать функционирование многих составляющих организма, что полностью зависит от масштабов проблемы. Если инсульт обширный и затронул обе стороны мозга, то пострадавший может потерять память и способность ясно мыслить, а при отсутствии лечения его ждет летальный исход.

Виды

Афазию разделяют на несколько видов, которые определяют степень нарушений, связанных с речевым аппаратом. От них зависит успешность будущего лечения. Всего существует 5 видов:

  • Моторная. Происходит при поражении центра Брока, находящегося в третьей мозговой извилине. У больного наблюдаются проблемы с произношением слов или предложений, он может выговаривать только звуки или несвязные слова, но его слух при этом сохраняется.
  • Сенсорная. Причиной такой афазии становится повреждение одноименной речевой зоны, которая расположена в центре Вернике. Пострадавший перестает понимать речь окружающих, а сам начинает произносить слова несвязно и без какого-либо смысла.
  • Амнестическая. При амнестической афазии кровоизлияние может незначительно поражать несколько участков мозга. Больной нормально общается, не имеет проблем с чтением и слуховым восприятием, но зачастую забывает названия известных ему вещей, из-за чего испытывает серьезные затруднения в процессе беседы и не может подобрать правильное слово.
  • Семантическая. Афазия такого типа вызвана поражением зоны мозга, расположенной в точке соединения темени, виска и лба. Человек страдает от ухудшения понимания словосочетаний, не воспринимает разницу в словах, выражаемую предлогами или окончаниями, не разбирает сложных речевых конструкций.
  • Тотальная. При обширных инсультах у больного развивается афазия тотального типа. Она характеризуется полным отсутствием речи, а также непониманием больным того, что говорят другие люди.

Некоторые пациенты с легкой афазией могут восстановиться самостоятельно, но при тяжелых нарушениях лечение является обязательным.

Прогноз

При афазии очень важно своевременно начать лечение. Избавиться от нарушений речи при инсульте можно всем пациентам, но заниматься этим следует в первые несколько месяцев после инсульта

Затягивание будет замедлять будущий процесс реабилитации, а также снижать шансы на полный возврат речевых навыков. При легких нарушениях прогноз очень положительный, а первые успехи восстановления проявляются уже спустя месяц занятий. Если проводить не все основные мероприятия для реабилитации, то существует риск навсегда остаться с различными дефектами речи, а также столкнуться с расстройством психики.

Во время лечения афазии нельзя забывать об основном восстановлении, которое подразумевает прием различных лекарств и соблюдение строгого режима дня. Если этим не заниматься, то риск перенести повторный инсульт будет расти, а шансы на выздоровление значительно уменьшатся

При этом важно понимать, что период восстановления будет длиться долго, а относиться к нему нужно очень серьезно

Правила лечения

Восстановить речь получится только в том случае, если строго придерживаться особых правил реабилитации и лечения. Они направлены на повышение эффективности всей терапии, а также снижение риска развития осложнений.

Какие условия нужно соблюдать:

  1. Выполнять все рекомендации врача.
  2. Заниматься с логопедом, выполнять домашние упражнения.
  3. Исключать стрессы, обеспечивать комфортную обстановку.
  4. Позитивно относиться к лечению, не сомневаться в результате.
  5. Общаться с близкими.
  6. Проводить больше времени на свежем воздухе, ограничивать нагрузку.
  7. Следить за питанием, не употреблять вредную пищу.

Близкие люди должны проявлять понимание к больному

Очень важно, чтобы они разговаривали с ним простыми предложениями, давали больше времени для ответа, а также активно участвовали в процессе реабилитации

Помощь специалиста

Не редко из-за неправильных действий, речь так и остаётся не полностью восстановленной.

Важно вовремя начать процесс реабилитации. Установлено, что наибольшего прогресса можно достичь в первые 3 месяца после поражения

В дальнейшем результаты будут менее стремительные. Методы работы разнятся от состояния пациентов: от относительно не сильного поражения, когда сохранены некоторые речевые функции, до полного её отсутствия. Для начала, врачом-неврологом определяется степень поражения и на основании его прогноза, логопед начинает работу

Установлено, что наибольшего прогресса можно достичь в первые 3 месяца после поражения. В дальнейшем результаты будут менее стремительные. Методы работы разнятся от состояния пациентов: от относительно не сильного поражения, когда сохранены некоторые речевые функции, до полного её отсутствия. Для начала, врачом-неврологом определяется степень поражения и на основании его прогноза, логопед начинает работу.

Логопедические занятия проводятся в домашних условиях, для больного эта обстановка комфортная, а значит он сможет полностью сосредоточиться на упражнениях.

Методы при моторной форме

В этом случае, нужно преодолеть неспособность пациента перейти со слога на слог, что напоминает заикание. Специалист медленно, протяжно напевает цифры от 1 до 10, бытовые фразы, дни недели. Это делается для того, что бы пациенту было легче уловить все звуки в словах:

  1. Проговариваются пословицы без последнего слова, что бы пациент пытался его сказать;
  2. Игры в шахматы, лото, карты, сборка конструкторов;
  3. Методы выделения элементов речи, например, выделить число при счёте;
  4. Метод противопоставления – логопед говорит одно слово «чёрный», пациент должен ответить «белый».

Пациент должен стараться проговаривать все выполняемые им действия, когда речь начинает формироваться.

Метод при динамической форме

Для реабилитации логопедом используются приёмы:

  1. Начать разговор с пациентом на тему, острую для него;
  2. Прослушать ситуативный текст, на который нужно дать простые ответы «Да, нет»;
  3. Задавать вопросы, добиваясь получения ответа с минимальным использованием слов из вопроса;
  4. Чтение слов, которые хорошо знакомы пациенту;
  5. Раскладывать картинки, создавая сюжет и попросить пациента рассказать этот сюжет;
  6. Составление поздравлений, писем;
  7. Сконструировать беседу по ролям.

Метод при сенсорной форме

Задачей является восстановление контроля над речевым аппаратом и восприятия устной речи пациентом. Так как любые попытки устного общения будут бесполезны, лечение начинается с картинок:

  1. Демонстрация картинок с объектам или действиями;
  2. Демонстрация изображений по категориям;
  3. Демонстрация изображений частей тела;
  4. Попросить пациента выбрать верное название предмета и действия среди нескольких изображений;
  5. Задавать вопросы и попросить больного отвечать жестами или односложными «да, нет»;
  6. Раскладывание карточек со словами под соответствующим изображением;
  7. Односложные ответы на вопросы при помощи зрительного восприятия;
  8. Чтение слогов, букв и слов, вслух;
  9. Менять ритм и длину слов;
  10. Заполнение пробелов во фразах;
  11. Прослушивать тексты и отвечать на вопросы касательно них;
  12. Пересказы текстов;
  13. Чтение более сложных, развёрнутых текстов.

Методика при акустико-мнестической форме

  1. Показывать изображения по категориям;
  2. Выполнять построение несложных речевых конструкций;
  3. Прослушивать тексты и отвечать на них максимально развёрнуто;
  4. Письмо под диктовку с постепенным усложнением речевых оборотов;
  5. Чтение рассказов с последующим пересказом;
  6. Повторные показы картинок с интервалом в 1 минуту;
  7. Самостоятельная классификация слов одним обобщающим словом;
  8. Пересказ текстов по плану, потом без него;
  9. Объёмные беседы на бытовые темы.

При семантической форме

Нужно восстановить восприятие предметов в пространстве.

  1. Показывать изображения планировки комнаты;
  2. Работа с географическими картами, механическими часами;
  3. Заполнение пропущенных элементов во фразе;
  4. Конструирование фраз пространственного значения;
  5. Импровизированный рассказ предоставленную тему;
  6. Разбор сложных по смысловой нагрузке слов.

При амнестической форме

Задачей является расширение словарного запаса, восстановление функции восприятия образов. Способы реабилитации:

  1. Выявление существенных признаков различных объектов;
  2. Демонстрация предметов и частей тела в соответствии с их названиями;
  3. Самостоятельное рисование предметов с подписями;
  4. Самостоятельная классификация и подбором обобщающего слова.

Этапы восстановления после инсульта

Восстановление после инсульта – долгий процесс, требующий методичного и профессионального подхода. Вот основные этапы реабилитации:

  1. Стационарный.
  2. Восстановление в реабилитационном отделении.
  3. Реабилитация после инсульта на дому.
  4. Санаторно-курортный.

Временные критерии

Этапы реабилитации после инсульта можно также разделить на временные промежутки:

  • Первые три месяца. Включает медикаментозную терапию, профилактику образования пролежней и контрактур, лечебную гимнастику с первых дней. В этот период больной должен научиться самостоятельно сидеть, стоять, делать первые шаги с поддержкой, обслуживать себя, ходить в туалет и принимать душ.
  • 3-6 месяцев. Продолжается восстановление после инсульта в домашних условиях или реабилитационном центре. Больной по истечении полугода должен ходить самостоятельно, писать, уверенно есть.
  • 6-12 месяцев. Пациенты в это время проходят реабилитацию дома или в санаториях. В конце у них должна восстановиться тонкая моторика рук, уверенная походка, четкая речь.

К сожалению, не всем удается достичь успеха на всех этапах. По статистике полная реабилитация возможна в 30% случаях, в 55% функции тела восстанавливаются частично, в 5% улучшение не наступает. Результаты зависят от тяжести заболевания, квалификации врачей-реабилитологов, опеки близких, желания самого пациента жить полноценной жизнью и прилагать к этому усилия. На протяжении года состояние больного должно существенно улучшится или пройти полное восстановление. Если этого не произошло, шансы на реабилитацию и полноценную жизнь резко снижаются.

Виды реабилитации

На любом из этапов выделяют следующие виды реабилитации:

  • Медицинская – главное значение имеет на стационарном этапе и в первые три месяца. Включает медикаментозное лечение, ЛФК, физиотерапию, массаж и другие специальные методики.
  • Психологическая. Уже с первых часов после перенесенного нарушения мозгового кровообращения пациент нуждается в профессиональной психологической помощи. Не менее важна моральная поддержка близких родственников и друзей.
  • Социальная. Подготовка к адаптации в общество ведется еще в больнице, но в первую очередь социальная реабилитация должна проходит дома.
  • Профессиональная. Успех этого этапа зависит от рода занятий пациента и тяжести его состояния. Если человек после перенесенного инсульта сможет работать по своей профессии, значит, реабилитация прошла очень успешно.

Восстановление после инсульта дома должно включать все виды реабилитации, включая медицинскую.

Виды афазии

Афазией называется утрата уже имеющейся речи в результате органического поражения головного мозга. Согласно нейропсихологической классификации выделяют несколько форм афазии: сенсорная, моторная, семантическая, амнестическая и тотальная. Использование такой классификации помогает диагностировать тип речевого нарушения и определить возможное место поражения.

Моторная

Центр Брока располагается в третьей лобной извилине. Он отвечает за воспроизведение речи  и подает сигналы к мышцам, которые отвечают за формирование звуков. При повреждении этой зоны возникает моторная афазия. Она бывает:

  • Афферентная. Возникает при поражении постцентральных и нижнетеменных отделов коры мозга. Нарушается иннервация нервных волокон, несущих импульс от губ, языка, глотки. В этом случае страдает произношение  вуков, в образовании которых принимает участие сходная артикуляция. Больной заменяет «б» на «п» или «м», «д» на «т», «л», «н», звук «о»  на «у, «ю» и т.д. Пациент слышит и осознают свою ошибку, но не может сказать правильно. Нарушение понимания речи при афферентной моторной афазии обычно длится несколько дней. Затем пациент быстро восстанавливается,  начинает понимать трудные слова, может что-то написать.
  • Эфферентная. Формируется в результате повреждения передних ветвей левой средней мозговой артерии. Речь после  инсульта, локализованного в этой области, на первых порах вообще отсутствует. Пациент не может вообще ничего сказать. В дальнейшем  он может повторять похожие звуки, начинать говорить правильно первые слоги слова,  но произносит его неправильно. В этом случае человек не осознает свои ошибки, злится на то, что его не понимают окружающие. По мере лечение больной начинает делать длинные паузы, произнесение слов становится растянутым.


Существует моторная, сенсорная, амнестическая, семантическая, тотальная афазия

Сенсорная

Зона Вернике находится в заднем отделе верхней височной извилины. Она отвечает за соединение слов в предложение, позволяет осмысленно осознавать речь.

При ее поражении развивается сенсорная афазия. Основным отличием этой патологии является нарушение понимания. В своей речи такие пациенты заменяют подобные слова или буквы. Одно и то же слово они не могут повторить несколько раз  подряд.

Больные не слышат своих ошибок, не понимает обращенную к ним речь. Они не могут прочесть любые фразы, у них возникают затруднения  при написании слов. При таком нарушенииречи после инсульта человек может выговаривать все звуки, он не испытывает других речевые расстройств.Ему тяжелее выговаривать глаголы, чем существительные и прилагательные.

Такой больной находится в постоянном эмоциональном возбуждении, много говорит непонятных фраз, раздражается из-за того, что его не понимают.

Амнестическая

Амнестическая или акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области. В этом случае основополагающим фактором является снижение слухо-речевой памяти. Больные не могут правильно построить предложения, потому что не запоминают идущие друг за другом слова. Они забывают названия предметов,  имена родственников.

Слова при этом они выговаривают правильно, без фонетических нарушений. Такие пациенты часто заменяют одни существительные на другие.  Например, холодильник могут назвать лампой, а телевизор – пылесосом. Притом  пишут любой текст они правильно. Но повторить или пересказать его не могут, смысла не понимают.

При написании, если у больного достаточно времени для того, чтобы вспомнить подходящие слова, они практически не делают ошибок.

Семантическая

При поражении теменно-затылочной области возникает семантическая афазия. Больным тяжело подобрать нужное слово. Вместо этого они начинают описывать, как выглядит и для чего нужен данный предмет. Например, вместо того, чтобы сказать «книга», больные говорят: «это прямоугольный бумажный предмет, который читают».

То есть, затруднений в выговаривании звуков у них нет. Пациенты хорошо понимают значение слов, выполняют простейшие, обращенный к ним, команды. По просьбе поднимают руку, закрывают глаза или поворачивают в сторону голову. Артикуляция у них не нарушена, если им подсказать первую букву или слог, они с легкостью воспроизведут любое слово.

Тотальная

Наиболее тяжелое поражение речи. Представляет собой сочетание нескольких форм афазии. Такое нарушение речи после инсульта проявляется полным отсутствием  звуков. Однако больные имеют возможность стонать или кашлять.

Пациенты не понимает обращенную к ним речь, не могут выполнить простейшие просьбы. Не понимают обращенных к ним жестов. Прочитать или написать что-либо они тоже не могут.

Какая помощь требуется больному после инсульта?

Неспособность выразить свои потребности ясно приводит к тому, что люди чувствуют себя изолированно от общества. Нередко больные афазией ощущают депрессию и разочарование, особенно если они больше не могут участвовать в деятельности, которой они привыкли наслаждаться. Коммуникация может быть очень утомительной,поскольку качественное общение требует много усилий, а такие ресурсы отсутствуют у человека, перенесшего тяжелый кризис.

Выжившему после инсульта часто требуется помощь в выражении своих чувств по поводу серьезных изменений в их жизни. Индивидуальные сеансы или семейное консультирование в содружестве реабилитологов и психологов Ираклия Пожариского может помочь больному высказать негативные эмоции и обрести позитивный взгляд на жизнь.

Использование альтернативных средств самовыражения в свободное время может быть очень полезным для пострадавшего от ОНМК. Например, музыка, фотография, искусство, используемые в терапии, имеют огромный целительный потенциал. Отдел головного мозга, который запоминает текст песни и музыку, отличается от той части, который управляет разговорной речью. Поэтому пение может быть хорошим способом для выражения переживаний и вспоминания определенных слов и фраз. По этой причине музыка может быть использована как часть восстановительной терапии.

Важно, чтобы пострадавший человек ощущал поддержку и научился жить с любым оставшимся дефектом речи. Ему может понадобиться помощь в изучении социальной деятельности, выполнении добровольного труда, возвращении на прежнее место работы или изменении карьеры

Советы по ведению разговора с человеком с афазией

  • Высказывайтесь понятным и простым языком.
  • Говорите нормальным тоном.
  • Не торопите собеседника. Дайте человеку время понять, что вы говорите, и ответить.
  • Придерживайтесь одной темы.
  • Выражайте мысли короткими предложениями.
  • Используйте все формы общения для подтверждения того, что вы говорите,такие как четкие жесты, рисунки.
  • Не говорите с больным афазией, как с ребенком.
  • Не перебивайте пострадавшего.
  • Если это поможет больному запомнить вещи, сделайте возможным использование дневника, календаря или фотографий.
  • Если собеседник не может выговорить слово, спросите, как оно пишется. Запишите первый слог слова в качестве подсказки.
  • Чтобы облегчить задачу, задавайте осторожные вопросы, требующие однозначного ответа «да» или«нет».
  • Смотрите на человека так же внимательно, как слушаете. Вы получите много информации от естественных жестов, мимики. Проверьте, соответствуют ли эти знаки их сообщению.
  • Помните, что пострадавшие после инсульта могут иметь проблемы с концентрацией внимания. Поэтому целесообразно минимизировать отвлекающие факторы, такие как фоновый шум.
  • В начале разговора проверьте, комфортно человеку или нет. Если он обычно носит очки,слуховой аппарат или протезы, убедитесь, что они доступны.
  • Старайтесь, чтобы разговор был естественным, а тема значимая. Говорите о реальной жизни, хобби, знакомых людях.
  • Посмотрите фотоальбом вместе и поговорите о посещенных местах.
  • Предложите совместно разучить стихи и скороговорки.

Почему нарушается речь после инсульта

Инсульт приводит к уменьшению интенсивности работы определенных органов и систем или даже полного отсутствия функциональной активности с их стороны. При этом вид такого нарушения находится в прямой зависимости от места поражения, то есть тех участков головного мозга, которые пострадали в такой ситуации в наибольшей степени. Нарушение речи после инсульта происходит вследствие полного или частичного поражения центра Брока. Он находится в задней части извилины участка лобной доли наряду с частями двигательной коры, которые отвечают за деятельность конечностей. Расстояние между указанными анатомическими участками маленькое, поэтому при обширной патологии гемодинамики или кровоизлиянии в лобную извилину нарушения речевой активности совмещается с двигательными расстройствами рук и ног.

Нарушение речи или ее отсутствие зависит от типа поражения указанного центра. Чем сильнее патология головного мозга, тем тяжелее будут последствия. Они могут варьировать от незначительной спутанности при произнесении слов до полного отсутствия возможности разговаривать или слышать обращенную речь. Иногда может наблюдаться сочетание двух последних нозологий.

Интенсивность последствий зависит также от момента оказания первой помощи и начала лечебного процесса. Чем быстрее был диагностирован инсульт и начат неотложная терапия, тем меньшими будут последствия для всего организма, и речевого функции в частности. Проблема таких ситуаций заключается в запоздалой диагностике возникновения заболевания.

Потеря способности говорить (афазия) на фоне геморрагического или ишемического инсульта связана с поражением речевого центра в коре головного мозга. У правшей он расположен в левом полушарии. Однако существуют разновидности патологии, которые одновременно затрагивают мозжечок, теменную и лобные доли.

Не следует забывать, что человек, перенесший инсульт, не может не только говорить, но и с трудом понимает обращенную к нему речь, теряет возможность читать и писать. Это характерно для расположения очага ишемии в височной области (сенсорная афазия).

При повреждении нижней лобной и теменной областей развивается моторная афазия. Для нее характерно рассогласование речевых двигательных команд мозга. Человек все понимает, но молчит или говорит односложно. Ему непосильны длинные фразы. Этот вид нарушения речи восстанавливается значительно хуже, чем сенсорный.

Типичные центры речи у человека

Для поражения мозжечковых структур характерен вялый или спастический паралич всего речевого аппарата (языка, губ, гортани, глотки). Голос становится глухим, пациент не может правильно произносить согласные, говорит очень медленно.

Причина, по которой перенесший инсульт человек полностью или частично теряет способность говорить, кроется в атрофии тканей, вызванной нарушением кровообращения в мозге. Такие осложнения неизбежны, если патологический процесс затрагивает речевые зоны, носящие имена ученых Брока и Вернике. Они отвечают также за восприятие и распознавание внешней информации.

Результатом их поражения является афазия. Так называется комплекс речевых расстройств, возникающих после инсульта:

  • при моторной афазии, когда страдает центр Брока, пациент совсем не может говорить, но при этом понимает речь окружающих;
  • акустико-гностическая афазия проявляется в неспособности к анализу и синтезу, нарушении фонематического слуха. Невозможность распознать звуки в словах приводит к тому, что пациент не понимает, что ему говорят. Родной язык воспринимается им как иностранный, никогда ранее не слышанный. Его высказывания лишаются смысла, представляя собой набор случайных понятий, но сам он не осознает этого. Такие осложнения вызывает поражение области Вернике;
  • признак афферентной моторной афазии – расстройства артикуляции. Пациенту тяжело говорить, потому что поиск позиции, которую должны принять органы речи для произнесения отдельного звука, затруднен;
  • при амнестико-семантической афазии страдает еще и память. Больной забывает слова, обозначающие предметы и явления, часто не понимает простейших грамматических конструкций;
  • динамическая афазия характеризуется трудностями в мысленном построении высказывания и его дальнейшем произнесении.

Почему нарушается речь после инсульта

Неспособность человека после инсульта чётко говорить называется афазией. Это состояние является результатом:

  • разрыва нейронных связей;
  • тяжелого нарушения питания нейронов;
  • давления гематомы на нервные ткани.

Исходя из сложности поражения, можно спрогнозировать, насколько быстро у пациента после инсульта восстановится речь. Обширность поражения также играет ключевую роль: чем она больше, тем сложнее афазия. Кроме того, к основным критериям, влияющим на восстановление артикуляции, относятся:

  • зона поражения;
  • своевременность лечения;
  • качество реабилитационных мер.

Пациенты, а также их близкие, задаются вопросом, как восстановить речь после инсульта, особенно в случае её полной утраты. Прежде всего, лечение должно быть комплексным и проходить под строгим контролем медиков. Стратегия терапии определяется реабилитологом, невропатологом и логопедом, назначения которых основываются на конкретном виде речевого нарушения.

Инсульт приводит к уменьшению интенсивности работы определенных органов и систем или даже полного отсутствия функциональной активности с их стороны. При этом вид такого нарушения находится в прямой зависимости от места поражения, то есть тех участков головного мозга, которые пострадали в такой ситуации в наибольшей степени.

Нарушение речи или ее отсутствие зависит от типа поражения указанного центра. Чем сильнее патология головного мозга, тем тяжелее будут последствия. Они могут варьировать от незначительной спутанности при произнесении слов до полного отсутствия возможности разговаривать или слышать обращенную речь. Иногда может наблюдаться сочетание двух последних нозологий.

Интенсивность последствий зависит также от момента оказания первой помощи и начала лечебного процесса. Чем быстрее был диагностирован инсульт и начат неотложная терапия, тем меньшими будут последствия для всего организма, и речевого функции в частности. Проблема таких ситуаций заключается в запоздалой диагностике возникновения заболевания.

Обычно первыми симптомами являются нарушение координации движений и спутанность речи. Такие проявления очень похожи на состояние алкогольного опьянения, поэтому иногда их просто игнорируют. Если есть подозрение на инсульт, необходимо немедленно вызвать бригаду скорой медицинской помощи. Самостоятельно проводить никакие терапевтические мероприятия нельзя.

Патологические проявления нарушений речевых функции, которые, как отмечалось, зависят от тяжести поражения центра Брока, могут проявляться в форме тотальной, моторной, сенсорной и амнестической афазий. При массивных поражениях указанных структур может наблюдаться сочетание нескольких характеристик различных нозологий такого типа.

  • Тотальная афазия является самым тяжелым последствием поражения речевого центра. Проявляется отсутствием понимания обращенной речи и неспособностью говорить отдельные звуки или слова. Память на название предметов отсутствует. Речевой контакт с таким больным зачастую является невозможным.
  • Моторная афазия в морфологическом контексте проявляется отсутствием нормального построения предложений и полного произнесения слов. Часто больной произносит только некоторые слова, их части или непонятные звуки. Обращенную к нему речь понимает, узнает все предметы и визуально знает их названия. В случаях тяжелого поражения моторная афазия может проявляться отсутствием слов, невозможностью произносить любые звуки. Способность к узнаванию и пониманию речи при этом не всегда сохраняется.
  • Сенсорная афазия характеризуется нарушением понимания речи. При таких условиях анатомические нарушения слуховой активности отсутствуют. При этом собственная речь сохранена в полной мере. Больной может использовать объемные конструкции для выражения своих мыслей. Иногда при разговоре с кем-то больной может забывать название определенного предмета или путать названия, зная функции и характеристику. При этом иногда наблюдается замена звуков и букв в словах.
  • Амнестическая афазия заключается в забывании больным названий определенных слов или конструкций. При этом пациент помнит функциональное предназначение предмета, его цвет и размер, однако само слово подобрать не может. Понимание обращенной речи сохранено.
  • Еще одним важным следствием инсульта в плане изменений речи является дизартрия, то есть нарушение произнесения звуков. Слова, которые говорит такой человек, очень тяжело понять. Голос становится глухим, гнусавым. Часто дизартрия сопровождается нарушениями работы дыхательной системы и расстройствами глотания.

Восстановление памяти у постинсультного больного

Кроме упражнений и мероприятий по восстановлению функций речевого аппарата, необходимо также проводить реабилитационную терапию для нормализации процессов памяти. Нужно подчеркнуть, что восстановление памяти после инсульта проходит в течение длительного времени обязательно под наблюдением лечащего врача.

Для восстановления мозговой деятельности необходимо выполнять с больным следующее:

Игры с пальцами. Читаются простые детские стихи, при этом больной загибает пальцы, хлопает в ладоши, сжимает ладони в кулаки, делает поглаживающие движения руками. Задача пациента – запомнить правильный порядок выполнения действий при определенных словах

Такое упражнение помогает повысить внимание и тренирует память. Очень хорошо, если пациент сам начинает произносить строки стишка. Это может быть всего одна фраза в день, тем не менее он ее запоминает, то есть происходит восстановление функций памяти

Стараться вспоминать вместе с больным о положительных моментах его жизни, вспоминать истории из его детства, радостные и смешные события юности. Игра в города. Проводится не торопясь, называется город, желательно хорошо известный больному, вместе с пациентом стоит вспомнить о приятных вещах, связанных с этим городом, и только потом попросить его назвать город на последнюю букву предыдущего. Читать с больным детские книги, напечатанные крупным шрифтом. Если пациент забыл алфавит, то стоит начать по новой обучение при помощи букваря. Обязательно нужно постоянно беседовать с больным, задавая ему простые вопросы о его увлечениях, о том, что ему интересно, чтобы побудить его к ведению диалога. Необходимо также развивать ассоциативное мышление больного, например, сопоставлять определенных людей или события с чертами, присущими только им. Это может быть одежда человека, запах духов, погода

Это может быть всего одна фраза в день, тем не менее он ее запоминает, то есть происходит восстановление функций памяти. Стараться вспоминать вместе с больным о положительных моментах его жизни, вспоминать истории из его детства, радостные и смешные события юности. Игра в города. Проводится не торопясь, называется город, желательно хорошо известный больному, вместе с пациентом стоит вспомнить о приятных вещах, связанных с этим городом, и только потом попросить его назвать город на последнюю букву предыдущего. Читать с больным детские книги, напечатанные крупным шрифтом. Если пациент забыл алфавит, то стоит начать по новой обучение при помощи букваря. Обязательно нужно постоянно беседовать с больным, задавая ему простые вопросы о его увлечениях, о том, что ему интересно, чтобы побудить его к ведению диалога. Необходимо также развивать ассоциативное мышление больного, например, сопоставлять определенных людей или события с чертами, присущими только им. Это может быть одежда человека, запах духов, погода.

Никто не может сказать, что в большей степени будет способствовать восстановлению памяти. Поэтому нужно проделывать ежедневно эти действия и, возможно, даже незначительное воспоминание даст толчок к восстановлению в памяти забытых человеком навыков и событий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector